Главная / Статьи / 13.03.2015

Илья «Маррадер» Никитин: «Я всегда занимался только тем, что я хотел»

Фронтмен ПОРТ (812) рассказал о сюрпризах на 15-летие группы, глуховатых слушателях и Томе Делонге.





В преддверии большого сольного концерта Порт (812) в честь 15-летия группы, арт-журнал «ОКОЛО» побеседовал с фронтменом этого коллектива Ильей Никитиным, который также известен как Илья Маррадер.

Привет, Илья. Нет способа представить артиста правильней, чем он бы сделал это сам, так что коротко расскажи о себе и своей творческой деятельности.


Меня зовут Илья «Маррадер» Никитин, играю в группе Порт (812), которой в этом году будет 15 лет. Вернее было в прошлом году, но отмечать мы будем в этом, так как в 2014 мы презентовали наш альбом «Бунт На Продажу».

И как раз по этому случаю у вас будет концерт 15 марта в клубе ГлавClub. Какие у вас планы на это шоу, чем собираетесь удивлять зрителей?

Во-первых, это будет сольное большое выступление: двухчасовое или даже немного побольше. Одной из основных идей («изюминок») этого концерта станет то, что мы будем полностью исполнять наш первый альбом 2002 года, который так и называется «Порт (812)». Конечно же, будут и остальные наши хиты, в том числе и с нового альбома.

Плюс у нас еще будет небольшая акустическая вставка. Мы сначала хотели сделать таким образом пару песен в конце, ну как outro, но потом эта идея как-то разрослась. Мы пригласили контрабасиста, так что будем играть с ним несколько песен. Довольно интересно получилось. Мы даже подумываем записать акустический мини-альбом, песен на семь или восемь.

А этот акустический блок будет включать какие-то неожиданные версии бодрых боевиков или именно медленные композиции?

Нет, именно медленные. В акустике хорошо звучат именно они, так что мы не будем отходить от этого. Там все просто, никаких приблуд: только контрабас и две гитары. Звучит здорово, мне очень нравится.



С концертом понятно. Расскажи тогда про ситуацию с наличием двух таких коллективов, как Порт (812) и Маррадеры. Состав почти тот же, а названия разные. Как вообще хардкор-группе Маррадеры пришла в голову идея такого вот «легкого» ответвления?


Дело в том, что в то время (конец 90-х, начало 00-х – прим.ред) нас захватила немного другая музыка, а играть ее в рамках той же самой группы странно. Музыка там пожестче, и это просто было бы нечестно по отношению к слушателям и самим себе. Потому и решили, что для новой музыки будет новое имя. Ничего страшного в этом я не вижу: творческий человек всегда в поиске. Тогда мы нашли для себя именно это.

По тем временам – действительно. Порт был чем-то совсем другим. А не кажется ли тебе, что сейчас ситуация изменилась? Песни с последних студийных работ обоих коллективов вполне могли бы ужиться на одной пластинке.

Да, есть такая история. Маррадеры стали немного мелодичней, а Порты наоборот слегка утяжелились. И вот эту середину я бы даже назвал «золотой». Но все-таки до сих пор у обеих групп есть песни, которые никак не сыграть в рамках другой. Может быть, эта грань не такая четкая и явная, но я ее вижу.



Но в такой двойственности есть и плюсы. Многие коллективы со стажем страдают от того, что не могут составить сет-лист, который угодит всем поклонникам. Одни любят старые песни, другие — новые. Кому-то подавай боевики, кому-то медляки. У вас остается большой простор для маневра.

Кстати, эта тенденция со старыми-новыми песнями характерна почти для любой музыки. Мне вот вообще не нравится, что сейчас играет Metallica. Хотя, конечно, нескромно себя с ними сравнивать (смеется). На концертах Green Day также. Мне, например, нравится один Green Day, а маленькие девочки любят другой, который я ненавижу просто.

И даже у нас на концертах такое есть. Мы недавно выступали в Калуге, и первый альбом был очень прохладно встречен публикой. Новые песни наоборот очень ярко и эмоционально воспринимали.

Раз уж заговорили о временных рамках, то как по-твоему, есть у группы Порт (812) какой-то временной отрезок, который можно смело охарактеризовать как расцвет и лучшие годы?

Естественно. Я думаю, это были лучшие годы для так называемого поп-панка, примерно с 2004 года по 2006. Было много гастролей, народу приходило достаточно, и вообще был интерес к этому всему. Сейчас в интересе к панк-року наблюдается спад, у молодежи котируется RAP, но это же все волнами происходит. Панк-рок никогда не умрет, так что это — вполне нормальная жизненная ситуация.



Хорошо, тогда такой вопрос. Когда ты делал первые шаги в музыке, начинал понимать, что с группой у тебя что-то получается, ты мечтал стать стадионной рок-звездой или именно играть в небольших клубах, но зато для тех, кто действительно в теме?

Изначально, когда мы только собирались играть музыку, никто вообще не думал ни о каких стадионах. Просто был кайф, что ты можешь делать что-то сам и получать от этого удовольствие. Потом уже, может быть, и приходили какие-то мысли, особенно когда начинали играть Портов. Но страна у нас специфическая, таких групп тут может быть не больше двух или трех. Больше не надо.

Со временем к нам вернулось понимание, что панк-рок самодостаточен, и то, что мы этим занимаемся — уже кайф. Здорово, если что-то там «наруливается», но сейчас я все четче и четче осознаю: сам факт того, что мы просто собираемся вместе и творим – это самое главное.

Сложно не согласиться. А вот как ты оценишь состояние всей панк-рок «движухи» в России, ну и в Санкт-Петербурге, в частности. Это вопрос не о концертах и новых группах, а именно о сопутствующих вещах: вечеринках, тематических мероприятиях и заведениях. Сейчас кроме небольшого бара «2x12» таких в городе и нет особо.

Бар «2×12» действительно собрал вокруг себя много людей, которые ходят туда как к себе домой, но такой тусовки как раньше уже, конечно, нет. Должен быть какой-то центр, вокруг которого все происходит, но сейчас в Петербурге такой отсутствует.



Многие молодые группы, понимая, что на западе к такой музыке интерес не угас, стараются делать англоязычный материал, чтобы привлечь аудиторию оттуда. Понятно, что если «душа просит», то и делай, а специально ориентироваться на запад смысл есть?

Совершенно верно. Если «душа просит», то да. Но нужно помнить, что там таких групп миллионы, и мы им, в принципе, не нужны никаким образом со своим английским языком. Вот на русском это даже может быть интересно. На английском экзотика пропадает, особенно если ты играешь какой-то «фирменный» рок без всяких там русских балалаек. Так что песни на иностранном языке — это шаг скорее рискованный.

Кстати, говоря о группе Порт (812), сложно обойти коллектив Blink-182. Все-таки ваше название — это отсылка к «блинкам» или просто код города без каких-то намеков?

Просто взяли код города. Но потом выяснилось, что при перестановке цифры напоминают «блинков», но мы в этом ничего плохого не видели. Так люди лучше могли понять наш посыл. Однако это сыграло с нами злую шутку. Дело в том, что, например, группа Ber-Linn (сейчас они уже не играют), которая полностью все песни копировала музыку с «блинков», добавляя свои тексты, в свой адрес по этому поводу претензий не получала. Хоть и сложно найти какие-то совсем прямые параллели нашего творчества с их, но из-за этих цифр люди говорили: «О, это на «блинков» похоже».

Мне казалось, что люди были немного глуховатыми. Когда мы записывали свой последний альбом «Бунт На Продажу», мне было очень интересно, скажет ли кто, что похоже на Blink-182. Тут уже, понятно дело, совсем ничего общего не было, но одну песню, которая содержит все возможные штампы, мы оставили специально для таких ребят. Эта песня называется «Виталий» (тот самый Милонов – прим. ред.), она шуточная. Изначально она не была похожа на «блинков», но наш соло-гитарист предложил вставить туда соло из их песни, просто «поржать». Чтоб уж точно никто не сомневался. У нас вообще на каждом альбоме в конце есть короткая шуточная песня, в которой мы просто над чем-либо стебемся.



Продолжая тему «блинков», есть еще такая параллель между вашими группами, что после лучших годов случился творческий отпуск, и спустя несколько лет состоялось возвращение с относительно новым стилем и звуком. Ваш новый альбом среди поклонников был принят достаточно тепло, а вот Blink-182, скорее, наоборот. Ты как считаешь, группе, которая ехала на подростковом имидже, вообще стоило в такие годы возвращаться?


А почему нет? У них был альбом в 2003 году, который так и назывался «Blink-182». В нем нет этого мальчишества. Он взрослый, кайфовый, «здоровский». А последний уже не очень. Скорее всего, дело в том, что Тому Делонгу надоело заниматься панк-роком, его сейчас интересует другая музыка.

Вернемся в наши края. В некоторых интервью ты говорил, что группа Порт (812) работает над новым альбомом. Правда ли это, и, если да, то на какой стадии работа?


Да, действительно работаем. Половина альбома у нас уже сочинена, во всяком случае, что касается музыки. Как раз после концерта 15 числа мы будем вплотную заниматься написанием новых песен и, надеюсь, летом их запишем. Если все будет хорошо, то в этом году выйдет еще один наш альбом.

А 15 марта в ГлавClub нам стоит ждать премьер?

Нет, мы не будем пока эти песни играть. Они еще не легли на голос, на руки. Звучат несколько сыровато. Я считаю, что мы достаточно профессиональная группа и вживую звучим достаточно хорошо, так что не хочется, чтобы на концерте была какая-то сумбурная песенка. Мы лучше ее сначала доработаем.



Сейчас политика захватила буквально все и лезет изо всех дыр. Своего рода тренд. Порты всегда были от этого достаточно далеки. Какой курс тебе кажется правильным? Писать песни об актуальных событиях или так и оставаться достаточно аполитичными?

На последнем альбоме у нас как раз есть песни в таком ключе. Если меня что-то цепануло, то я могу про это написать. А специально писать песни о том, что сейчас модно, мне просто не интересно. Если ты, к примеру, как-то меняешь стиль, то сразу начинают говорить, что ты поддался каким-то новым веяниям. Какие веяния? Я всегда занимался только тем, что я хотел. Если бы я не хотел этим заниматься, то выбрал бы нечто более модное, чем панк-рок.

Про написание песен и то, что тебе нравится. Есть ли какие-то написанные тобой песни, о которых ты думаешь, что лучше бы их не писал вообще?

В некоторых песнях, возможно, поменял бы слова. Не стал бы так резко о чем-то говорить. А так за все мои песни мне не стыдно: все как родные дети. Так что только если бы немного поменять слова, не более.

А можешь привести пример? Что бы поменял?

Например, в некоторых песнях было слово «пи**ас», как ругательное. Это может создать у некоторых слушателей впечатление, что мы имеем против геев какие-либо предубеждения. Тогда это казалось как-то по-детски просто, а сейчас может показаться, что мы в «армии Милонова». А я не хочу быть в «армии Милонова».



Спасибо за интересную беседу. Напоследок, так как мы все-таки арт-журнал и к панк-року у наших читателей интерес относительно мал, то какие 5 песен Порт (812) ты бы посоветовал им послушать, чтобы составить правильное впечатление и принять решение о походе на концерт. Тем более, что акционная цена билета вполне позволяет пойти, даже не будучи поклонником группы.

С последнего альбома посоветовал бы «Бунт На Продажу» и «Киев В Огне». Песню «25» с первого альбома обязательно. Четвертой пусть будет «Снова Одни», а пятой «Проваливай Из Снов». Я такой широкий спектр охватил, чтобы были и какие-то протестные песни, философские также, ну и такая более менее хулиганская классическая песня Портов о взаимоотношении полов.